Вместо класса монитор?

Что такое настоящее онлайн-образование и может ли оно прийти в наши школы?

Внедрение онлайн-образования в России весной 2020 года было вынужденным. Пандемия COVID-19 заставила перевести на так называемое дистанционное обучение не только школьников, но и студентов. Причем, в случае со школьниками, онлайн-образование волей-неволей были вынуждены осваивать и родители. У которых по итогам года осталось неоднозначное впечатление о новых технологиях обучения. И смутное опасения, что скоро старые школы закроют и все образование станут цифровым.

Так что же такое настоящее онлайн-образование? Что нужно для полноценного «электронного обучения»? Может ли этот метод стать основным способом обучения?  Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью Самара2050 рассказал Владислав Гальчинский, директор и основатель онлайн-школы ФизМат, преподаватель математики и информатики с 11-летним стажем, аспирант 4 курса направления «Теория и методика профессионального образования».

 Что это было?

– Во время самоизоляции нам всем неожиданно буквально пришлось столкнуться с дистанционным обучением. По итогам года довольно много негативных отзывов. По вашей оценке, что же это было? Онлайн обучение, онлайн образование?

– Моя старшая дочь тоже «училась» дистанционно, поэтому я могу говорить предметно. Учителя оказались просто не готовы работать в новых условиях. Но в значительной степени это не их вина. Важнее понять другое. То, что нам преподносили в качестве дистанционного обучения, фактически таковым не являлось.

Во-первых, администрация школы дала на откуп учителям решать, кто и как будет заниматься. Кто-то работал в Skype, кто-то в Zoom. Кто-то использовал Google Hangouts, кто-то мессенджеры. И так далее. В итоге дети в течение дня метались из одной программы в другую. Часть занятия уходила на подключение и ожидание «опаздывающих».

Во-вторых, некоторые программы априори платные. Кто и как оплачивал учителям покупку лицензий? Кто обучал их пользоваться этими программами? Судя по тому, как многие учителя вели свои уроки, они не имеют опыта работы онлайн. А этот опыт просто необходим для эффективной работы. Говорю это потому, что сам работаю онлайн с 2016 года и регулярно по несколько часов провожу занятия как индивидуально, так и в группах. В результате мне приходилось пересказывать своему ребёнку большинство таких «занятий» ещё раз.

В-третьих, то, что было реализовано в школе, можно назвать попыткой реализации именно дистанционного обучения. Для этого нужно объяснить смысл этого термина. Преподаватель и ученик взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения ученик занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы. Я сильно сомневаюсь, что большинство школьников в состоянии самостоятельно заниматься по такой программе! Готов услышать в ответ волну гневной критики, но детей в школе просто не учат работать самостоятельно! В итоге к этой «самостоятельной» работе подключается вся семья и все возможные ресурсы интернета. А «галочку» себе ставит школа.

Онлайн-обучение – это «ящик Пандоры»!

– Тогда что лично вы считаете онлайн-обучением?

– Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Этот формат обучения еще называют e-learning или «электронное обучение». Слово «онлайн» лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя с учеником. Во время онлайн-обучения учащийся постоянно общается в прямом эфире с преподавателем,  выполняет интерактивные задания, обменивается файлами, общается с одноклассниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет ученику полностью погрузиться в образовательную среду и повышать уровень своих знаний, не выходя из дома.

– Есть мнение, что в связи с пандемией мы незаметно входим в другую реальность в образовании. Онлайн-образование может стать основным способом обучения?

– Онлайн-образование в ближайшие годы не станем основным способом обучения. И тому есть несколько причин.

Первая заключается в том, что многие учителя, откровенно говоря, просто не владеют современными цифровыми технологиями настолько, чтобы проводить ежедневные занятия с сотнями детей. Их самих (учителей) ещё нужно учить этой работе.

Вторая причина (и это абсолютный миф!), что онлайн-обучение – дешевая замена живого обучения. На самом деле это весьма дорогой и сложный процесс. Сама «школьная инфраструктура» пока не готова к такому обучению. В школах нет необходимого оборудования в количествах, достаточных для ежедневного проведения сотен онлайн-уроков. Нет общей цифровой платформы, которая сможет без сбоев работать весь учебный год. Цифровой контент ещё только разрабатывается, а это дорогой и длительный процесс.

В-третьих, сами дети, точнее, их семьи, не готовы к таким занятиям. Для полноценного обучения нужен компьютер с камерой, микрофоном и колонками, подключенный к высокоскоростному интернету. Смартфон или планшет в данном случае не совсем подходит. Но и это еще не все.

Во время занятий ученика никто не должен отвлекать. Т.е. подразумевается наличие у него отдельной изолированной комнаты! Это важное условие для обучения! А если в семье несколько детей? И всем одновременно нужно учиться? Сколько в семье должно быть комнат и хороших компьютеров? И как много в стране семей, имеющих всё это? За чей счёт будет приобретаться техника для ученика? Как часто она будет модернизироваться? Кто будет её менять или ремонтировать? Вопросов больше, чем ответов…

Ну… и самое главное… Чиновники ещё даже приблизительно не понимают стоимость этой «реформы». В данный момент школы, плохо или хорошо, но работают. Классно-урочная модель образования нуждается в корректировке. Но если открыть «ящик Пандоры» и начать переход на онлайн-обучение прямо сейчас, то последствия будут необратимыми и их трудно спрогнозировать.

Помимо всего прочего онлайн-образование – это принципиально иной способ организации учебного процесса и, что важно, контроля! Урок не просто будут записывать на видео, но будут делать это в обязательном порядке, просто по инструкции. Это позволяет легко проверить качество работы учителя. А где и как хранить все эти петабайты информации? Как их защитить от несанкционированного доступа? Кто и как научит учителей, учеников и родителей пользоваться этой цифровой системой? Многие вопросы еще ждут своего ответа…

Онлайн-образование эффективно в качестве дополнительного

– Но в итоге онлайн образование может стать заменой традиционного?

– Онлайн-образование не может быть заменой традиционного образования. Были, есть и будут такие навыки, которые можно передать только при непосредственном контакте. Например, постановка почерка. Никакая умная программа не научит ученика красиво писать! Уроки физкультуры можно конечно проводить онлайн. Но только в спортивном зале под наставничеством опытного тренера можно чётко отработать выполнение упражнения! Воспитание, о котором сейчас много говорят, тоже требует личного общения. И таких примеров десятки, а может и сотни.

Онлайн-образование эффективно в качестве дополнительного. Но оно требует от ученика предельной концентрации и самостоятельности. А с этим у многих детей большие проблемы. Ученика нужно научить читать, писать, быть самостоятельным, выстраивать собственные алгоритмы под решение конкретных задач. И только после этого можно пробовать с ним заниматься онлайн. Возраст формирования базовых учебных навыков – 9-10 лет. Иначе это будет очередным дорогим и модным сегодня «развлечением».

Гальчинский Владислав Анатольевич.

Директор и основатель школы ФизМат.

41 год. С медалью окончил школу. В 2003 году получил диплом механико-математического-факультета Самарского госуниверситета, специальность – математика. В 2012 году на базе СИПКРО прошёл переподготовку по управлению образовательным учреждением. Аспирант 4 курса по направлению «Теория и методика профессионального образования».

В школу пришёл работать в 2009 году. Начинал учителем математики и информатики, был заместителем директора по воспитательной работе и заместителем по научно-методической работе. Почти 3 года проработал в Самарском государственном техническом университете. В апреле 2019 года основал Школу ФизМат, в которой работает 20 учителей. https://fizmat4you.ru Школа проводит онлайн-занятия по математике, физике, информатике, русскому и английскому языкам.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + четырнадцать =