Технопарк для мусора

Когда в Самарской области будет построен завод по переработке ТКО?

Сколько времени реально потребуется для строительства завода по переработке мусора? Как объяснить людям, зачем рядом с населенным пунктом нужно построить такое предприятие? Какую прибыль генерирует бизнес по утилизации отходов? Об этом и много другом Самара2050 рассказал Денис Волков, генеральный директор ГК «ЭкоВоз», заместитель председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды Самарской Губернской Думы.

Это третья часть большого интервью. Читайте здесь первую и вторую .

Выручка упала на 30%.

– Как повлиял реформа обращения с ТКО на финансовые показатели вашей компании? Какая выручка была у вас год назад и сейчас?

– Она упала примерно на 30%. Если раньше я транспортировал 3 миллиона кубов в год, сейчас 2,5. Выручка снизилась еще больше. Для нас ситуация стала хуже. Мы зависим от одного регоператора. Раньше мы обслуживали около 10 тысяч клиентов, в том числе ТСЖ и УК. Понятно, что кто-то платил лучше, кто-то хуже, но, при этом если были задержки платежей, я мог приостановить вывоз мусора. Сейчас я не могу это сделать, так как регоператор платит мне за каждую тонну собранного мусора. Но регоператор может свои платежи задержать.

– На каких условиях вы получаете деньги за оказанные услуги?

– У нас заключено 5 контрактов c регоператором, четыре на транспортировку и один на переработку. По транспортировке у нас отсрочка платежа – три месяца. По переработке месяц. Таким образом за счет отсрочки долг стабильно держится в районе 170 миллионов рублей.

– Почему в договоре предусмотрена такая отсрочка?

– Дело в том, что сам регоператор не собирает весь объем платежей. Мы решили, что на начальном этапе другого выхода нет. Пока не улучшится собираемость, регоператор будет платить нам с отсрочкой. Проблема в том, что мы не можем не платить за ГСМ и задерживать зарплату.

– Какая сегодня выручка компании в части работы с ТКО?

– Около 700 миллионов рублей в год. Ранее было больше миллиарда.

– Это прибыльный бизнес?

– Он был прибыльный, а стал не равномерный, где-то, например, в Самаре, в связи с тарифами, он убыточный, в Тольятти с небольшой прибылью. Но чтобы перевозить весь объем мусора, мы существенно обновили парк техники и закупили новые пластиковые контейнера.

Нужна комплексная разъяснительная работа.

– Важная часть реформы обращения с ТКО – строительство заводов по переработке мусора. Какие процедуры нужно пройти до начала строительства заводов?

– Первое – выбор земельного участка. Если это крупный завод, то он должен находиться, минимум, за километр от населенного пункта. В нашем законодательстве заложен парадокс. Если хочешь построить перерабатывающий завод, технопарк, экологически более безопасный, минимальное расстояние – километр. Если просто полигон – 500 метров.

Затем нужно пройти процедуру внесения изменений в генплан, чтобы в данном месте появился перерабатывающий комплекс. Далее идет процесс проектирования, государственная экологическая экспертиза и главная государственная экспертиза. Госэкологическая экспертиза идет три месяца, главная – до полугода. От момента выбора участка до начала строительства проходит минимум 2 года.

– Уже выбраны земельные участки для строительства заводов?

– В Тольятти выбран. Нам нужно перевести там земельный участок в статус земли промышленности и пройти две экспертизы. Проектирование завершено. Но есть возражения у «Тольяттиазота».

– Где бы вы не наметили свой завод, он точно будет в центре внимания общественности. Вы не боитесь протестов?

– В этой ситуации нужна комплексная разъяснительная работа с участием власти. К 2024 году в нашей области останется всего один полигон, остальные заполнятся. Есть нацпроект «Экология», по которому мы должны построить мусороперарабатывающие заводы. Если мы не начнем строить заводы, уменьшая объем захораниваемого мусора, нам будет некуда его захоранивать.

От выбора площадки до начала работы завода проходит минимум 3,5 года!

– Сколько времени требуется на строительство завода?

– Само по себе строительство займет примерно год, но затем нужно пройти процедуры ввода в эксплуатацию, получения лицензии в Росприроднадзоре. Запуск объекта – тоже долгая процедура. Таким образом, от момента выбора площадки до начала работы завода проходит, в лучшем случае, 3,5 года.

– Каков источник финансирования строительства?

– Это будут и наши, и заемные средства, кроме того, в тарифе регоператора заложена инвестиционная составляющая. Сегодня в тариф заложен один экотехнопарк и модернизация полигона в Новокуйбышевске.

Наши объекты включены в нацпроект «Экология». Если на строительство выделят федеральные деньги, мы сможем или снизить тариф, или построить дополнительные мощности.

– В утилизации твердых коммунальных отходов очень велика транспортная составляющая, до 70%. При этом в нашей губернии очень сложная транспортная сеть, есть много отдаленных районов, которые не выгодны для бизнеса. Как вы видите перспективу обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом сложившейся транспортной системы региона?

– Раньше многие дальние населенные пункты захоранивали отходы на площадки, не имевшие никакой документации. Когда была разработана территориальная схема, ТКО пришлось возить для сортировки и утилизации на официальные полигоны из дальних районов. Например, я теперь собираю и вывожу мусор из Ставропольского района, у меня некоторые машины в день проходят по 200 километров. Представьте, какие это затраты. Они, естественно, тоже легли в тариф.

Сегодня в региональной программе заложены 16 объектов: 12 сортировочный комплексов, 3 экотехнопарка, один рядом с Тольятти и два рядом с Самарой, а также одна перегрузочная станция в Рождествено. Они прописаны как перспективные в территориальной схеме. Лично я считаю, что будет эффективнее сделать сортировочных комплексов меньше, 7 или 8, но крупнее, обслуживающих большие территории.

Территориальную схему и программы развития нужно будет корректировать.

– Вы может предоставить аналитику изменения стоимости затрат на транспортировку ТКО за последние годы? Сколько стоила транспортировка 1 кубометра или тонны ТКО в 2015, 16, 17 и 18 годах?

– Наш тариф ежегодно рос примерно на 5-7 процентов, по сути, на величину инфляции. Вырасти больше он не мог потому, что ежегодно рост квартплаты не мог быть больше. Сейчас у регоператора тариф 598 рублей за кубический метр.

– Все же, как лучше учитывать ТКО, в тоннах или кубах?

– Для нас лучше в кубах. Это дает возможность лучше выстроить логистику перевозок.

– Какие особенности обращения с отходами (не только ТКО) вы видите в Самарской губернии? Чем наша область принципиально отличается от других регионов?

– Задача регоператора охватить всю область пластиковыми контейнерами, современной техникой. Второй этап – вводить дуальный сбор, отдельные контейнера для не перерабатываемых отходов, отдельные – для вторсырья. Далее нужно ввести раздельный сбор во всех школах. Но для этого нужны средства для установки контейнеров.

– В нашей губернии есть стратегический, долгосрочный (более чем на 10 лет) план развития обращения с отходами? Какие его основные пункты?

– Существует программа строительства сортировочных комплексов до 2025 года. Существует территориальная схема, но слушания в Губернской Думе показали, что терсхема не соответствует реальной ситуации. На самом деле, мусора генерируется почти в два раза меньше. По результатам работы в 2019 году мы должны будем понимать, какой реальный объем ТКО генерирует область. И значит, территориальную схему и все программы развития нужно будет корректировать.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 4 =