Правильные вопросы онлайн-учителю

Как выбрать педагога, который подойдёт вашему ребёнку?

Продолжаем публиковать материалы о проблемах и перспективах развития онлайн-образования в России. Первый материал можно прочитать здесь.

По каким критериям нужно выбирать преподавателя для онлайн образования школьника? Какие вопросы стоит задать преподавателю на начальном этапе? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью Самара2050 рассказал Владислав Гальчинский, директор и основатель онлайн-школы ФизМат, преподаватель математики и информатики с 11-летним стажем, аспирант 4 курса направления «Теория и методика профессионального образования».

Какую проблему должен решить педагог?

– Исходя из каких критериев нужно выбирать преподавателя для онлайн образования школьника?

– Прежде чем выбирать учителя, нужно понять, какую именно вашу проблему он должен будет решить. И уже от этого будут зависеть критерии выбора. Например, вы точно знаете пробелы в знаниях вашего ребёнка. И тогда вам нужен учитель на несколько уроков для отработки совершенно конкретных тем. В этом случае имеет смысл говорить только о профессиональных качествах. И в этом случае имеет смысл выяснить уровень владения предметом, пообщаться с теми, кто уже работал с этим учителем.

В этом конкретном случае критериями могут быть профессионализм и отзывы родителей на тематических сайтах или на страницах учителя в соцсетях.

Другой дело, когда вы не знаете точно, что именно «болит» у вашего ребёнка и как долго придётся «переучивать невыученное». В этом случае нужен не просто учитель, который умеет рассказать тему со всех сторон, но ещё и опытный диагност, и психолог. Найти такого человека очень сложно.

Выходом из такой ситуации может быть обращение в онлайн-школу. Обычно в хороших школах входным тестированием занимаются самые опытные педагоги. Те, которые прошли горнило ОГЭ и ЕГЭ. Те, которые имеют опыт работы с детьми разного возраста. Те, кто обладает навыками психологической экспресс-диагностики. После теста, когда выявлены «слабые» места и составлена программа обучения, ребёнок передаётся уже непосредственно учителю, который будет с ним работать. В особо серьёзных случаях, когда требуется вмешательство профессионального психолога, руководство школы подключает его к работе.

Родителей, которые досконально разбираются в тонкостях изучения школьных предметов, не так уж и много. Идеальным решением в таком случае будет не поиск «человека-оркестра», а хорошей онлайн-школы, в которой есть и опытные диагносты, и толковые учителя, и профессиональные психологи.

В этом случае критериями могут быть профиль школы, время её работы на рынке, наличие сайта и групп в соцсетях, количество учителей, наличие в школе психолога, пунктуальность и вежливость администраторов, отзывы и рекомендации родителей.

Почему учитель учит?

– Какие вопросы стоит задать преподавателю на начальном этапе?

– Независимо от того, ищете вы учителя или онлайн-школу, вопросы в адрес преподавателей практически одинаковые.

В первую очередь нужно спросить, почему конкретный учитель решил заниматься именно, например, математикой (или физикой). Ответ на этот вопрос показывает мотивы, которые побудили человека стать учителем. В онлайн-школе ответ на этот вопрос можно увидеть в эссе, которое заполняет каждый учитель при устройстве в школу. Потратив буквально несколько минут, любой родитель может составить своё мнение о потенциальном учителе для своего ребёнка.

Следующий вопрос, который обычно задают практически все, о профессиональном опыте. Но здесь есть несколько нюансов. Например, учитель может написать, что 5 лет проработал в какой-либо престижной школе. Или уже 10 лет работает онлайн. Но по сути это может ничего не означать. Ведь быстро проверить этот факт вы не сможете. Если только сам учитель не напишет об этом на странице в соцсетях. Там же, кстати, можно посмотреть и отзывы родителей, если они есть.

Кто-то серьёзно считает, что наличие диплома педагогического ВУЗа гарантирует высокий уровень владения педагогическими техниками и умение доступно объяснить сложную школьную тему. Увы, но часто всё бывает, как раз, наоборот. Не хочу никого обидеть, но сегодня за дипломом учителя в ВУЗы идут либо отчаянные романтики, либо те, кто не добрали баллы на более престижные специальности. Мало кто из выпускников пединститутов мечтает работать за 15 тысяч в месяц. Просто потому, что первый год или даже два больше не будет. А идти сразу в репетиторы многие, не имея никакого опыта, просто боятся. И очень часто бывают так, что человек имеет, например, диплом инженера и умеет объяснить тему доступно и понятно. Поэтому наличие диплома пединститута является необходимым, но недостаточным условием.

Тогда как же выяснить, что за человек перед вами? Лично я при приёме в школу после чтения эссе задаю своим учителям всего четыре вопроса:

  1. Почему вы решили заниматься преподаванием (конкретного предмета)?
  2. Кем и где вы себя видите через 5, 10 лет?
  3. Как вы проводите своё свободное время? Где любите отдыхать? Чем увлекаетесь?
  4. Почему дети не учатся? Почему дети врут?

Задавая эти вопросы, я выясняю мотивы, мечты и стремления, общий культурный уровень и глубину понимания детской психологии. Стандартные вопросы предполагают такие же стандартные и не информативные ответы. Неожиданные вопросы в условиях ограничения времени ответа заставляют человека говорить правду.

Где живут хорошие учителя?

– Лучше, чтобы преподаватель был из Самары, России? Или, наоборот, полезно поработать с учителем, который живет далеко?

На мой взгляд, нет никакой разницы, где именно живёт учитель. Тут гораздо важнее его опыт работы, знание специфики именно вашей школьной программы. Современные информационные технологии предоставляют возможность найти учителя практически в любой точке земного шара, где есть интернет и хотя бы один компьютер с камерой и микрофоном.

В нашей школе есть учителя из Краснодара, Армавира, Ростова, Тамбова, Тулы, Казани, Уфы, Новосибирска, Кемерово, Праги. Они все разные. По характеру. По возрасту. По опыту. Но всех их объединяет то, что они занимаются любимым делом и приносят пользу окружающим, помогая детям и взрослым разбираться в самых трудных школьных темах.

Гальчинский Владислав Анатольевич.

Директор и основатель школы ФизМат (https://fizmat4you.ru).

41 год. С медалью окончил школу. В 2003 году получил диплом механико-математического-факультета Самарского госуниверситета, специальность – математика. В 2012 году на базе СИПКРО прошёл переподготовку по управлению образовательным учреждением. Аспирант 4 курса по направлению «Теория и методика профессионального образования».

В школу пришёл работать в 2009 году. Начинал учителем математики и информатики, был заместителем директора по воспитательной работе и заместителем по научно-методической работе. Почти 3 года проработал в Самарском государственном техническом университете. В апреле 2019 года основал Школу ФизМат, в которой работает 20 учителей. Школа проводит онлайн-занятия по математике, физике, информатике, русскому и английскому языкам.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − три =