Где в Самаре нужны дороги?

Как развивать улично-дорожную инфраструктуру столицы губернии, чтобы город не задохнулся в пробках?

В 2019 году в Самаре начнут возводить новую улицу – Аврора. Конечно, эта улица уже существует, но, после того, как она вырастет почти на два километра и соединит Московское шоссе и Ново-Садовую, Аврора превратится в принципиально новую магистраль, которая изменит все транспортные связи в городе, особенно, с учетом планирующейся многоуровневой развязки на перекрестке Московского шоссе и Авроры! Для Самары стройка станет уникальным событием. Эксперты не припомнят, когда в последний раз в Самаре строили подобные объекты. Например, реконструкцию улицы Луначарского по масштабам нельзя даже сравнивать со строительством Авроры. Когда-то Луначарского была просто не закончена и кончалась тупиком. 

Дорожная инфраструктура – скелет города, уверены эксперты. Если скелет формируется правильно, растет и крепнет весь организм. Если болен, город начинает задыхаться. Сегодня Самара оказалась в ситуации, когда для дальнейшего развития ей необходимо активное строительство улично-дорожной сети. Эксперты рассказали, какие мероприятия могут решить существующие и будущие транспортные проблемы города.

Игорь Антонов, руководитель У ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области с 2010 по 2018 годы.

Необходимо четкое понимание перспективы развития УДС.

– За последние два года в Самаре было сделано очень много для развития улично-дорожной сети (УДС). При грамотном проектировании и эффективной эксплуатации развитие УДС не только увеличивает пропускную способность и комфортность движения, но и повышают уровень безопасности движения. 20 лет назад за год на дорогах области гибло примерно 760 человек. Сейчас около 430… При этом транспорта стало примерно в два раза больше и выросла интенсивность движения. Сейчас личный транспорт эксплуатируется практически круглый год, а не сезонно, что также увеличивает нагрузку на дорожную сеть.

На что, с моей точки зрения, стоит обратить внимание.

Необходимо четкое понимание перспективы развития улично-дорожной сети города, возможности и очередности запланированных работ. Есть градостроительный план города и планы развития отдельных территорий. Но, с моей точки зрения, пока нет четкого понимания очередности этапов развития улично-дорожной сети. Есть разные по своей эффективности проекты, но очередность их реализации пока не определена.

Главные причины. Во-первых, нет однозначного понимания возможности финансирования этих проектов, возможности финансового участия федерального бюджета и частных средств (хотя в последний год эти вопросы решаются более эффективно). Строительство зависит от финансирования, а финансирование получается не в те сроки, которые запланированы. Это общая проблема.

Во-вторых, необходима заблаговременная подготовка проектно-сметной документации под конкретные объекты с учетом сроков их реализации. У нас много примеров, когда для объектов готовилась проектно-сметная документация, однако сроки их строительства многократно переносились. Документы устаревали и требовали даже не доработки, а полной переработки. Проектно-сметная документация заказывалась заново. Поэтому, когда мы заранее четко понимаем этапность и сроки реализации объектов, для них нужно готовить актуальную проектно-сметную документацию. При быстрой подготовке документации под конкретно выделенные средства, в подавляющем большинстве случаев вылезают «узкие места», которые приносят финансовый и моральный ущерб при строительстве и ухудшают безопасность дорожного движения.

Важные проблемы.

Низкая пропускной способностью выездных улиц из города. Пока не введен в эксплуатацию Фрунзенский мост, основные заторы появляются, прежде всего, на выезде в Куйбышевский район через реку Самара по улице Главная. Так же есть проблемы на Южном шоссе и на Кировском шоссе на подходах к Кировскому мосту. Этот мост обладает высокой пропускной способностью, однако, суженная часть подъезда к Кировскому шоссе снижает пропускную способность этого выезда. Недостаточна пропускная способность у моста через реку Сок по Красноглинскому шоссе.

Какие объекты нужно строить.

Возведение магистрали Центральная в границах Самары затянулось. Участок, который мы имели за границами города, давно не использовался, потерял эксплуатационные свойства, и Самаре необходимо развитие магистрали в границах городской черты.

При проектировании необходимо понять, решит ли строительство пр. Карла Маркса, как улицы с регулируемым движением, транспортные проблемы. Нужно иметь четкие расчетные данные, чтобы оценить, насколько в конкретных узлах будет сохраняться пропускная способность. Исходя из своего опыта могу предположить, что сделать Карла Маркса магистралью с непрерывным движением будет весьма проблематично исходя из уже сложившейся застройки.

Так же необходима реконструкция продольных связей города: улицы Гагарина и Победы с выходом на Зубчаниновское шоссе, улицы Солнечная. Нужно построить новые поперечные связи, например, улицу 22 Партсъезда или Авроры с выходом на Н-Садовую (Солнечную), реконструировать улицы Ново-Вокзальная, Алма-Атинская, Советской армии и Авроры.

Отдельно нужно заниматься развитием улично-дорожной сети, примыкающей к строящемуся Фрунзенскому мосту. Необходимо продумать, какие нужно провести работы, чтобы снизить потери пропускной способности улиц на подходе к Фрунзенскому мосту. С моей точки зрения, связь будущего моста с существующей улично-дорожной сетью Самарского района имеет ряд недостатков. Проект желательно развивать с учетом строительства дороги и улицы, которая соединит Южный мост и Фрунзенский мост вдоль реки Самара. Город такой связи не имеет, и она напрашивается. Там, по сути, заброшенная часть территории, не используемая для города.

Строительство развязок.

Десять лет назад мы предлагали строительство на территории области 17 разноуровневых развязок. Причем, не только двухуровневых, возможны и другие решения. Сейчас Самара нуждается в строительстве не менее, чем одной такой развязки в год, чтобы иметь возможность для маневра транспортным потоком при строительстве и реконструкции в будущем других магистралей. Наиболее актуальны развязки на перекрестках: Московское шоссе – Революционная, Ново-Садовая – Советской Армии, Московское шоссе – Ново-Вокзальная, Московское шоссе-Авроры, Гагарина – Авроры, Авроры – Аэродромная. Список можно продолжить. Проблема в том, что очень близко от этих перекрестков расположены жилые дома, а, например, на пересечении Авроры и Аэродромной построен большой торговый центр. Это ограничивает возможности проектирования и реализации этих проектов. Тем не менее, эту работы нужно вести. Строительство многоуровневых развязок всегда приносит моментальный эффект. Очередность их строительства необходимо оценить с помощью специальных программ и с учетом возможностей финансирования в конкретные сроки.

Строительство подобных развязок на основных магистралях потребует очень оперативных работ. Две развязки, которые строили на Московском шоссе создавали большие проблемы. Но и затягивать возведение новых развязок нельзя, чем дальше мы это откладываем, тем сложнее нам будет создавать ту же магистраль Центральная.

Однако для этого необходимо четкое понимание плана развития улично-дорожной сети и сроки финансирования. Вопрос упирается в средства.

Проблема парковок.

– Необходимо ужесточить требования к проектам планировки территории. В частности, у нас при существующем условном нормативе «одно машиноместо на одну квартиру», при проектировании эта норма зачастую сокращаются в разы. В результате, прилегающая улично-дорожная сеть тотально используется для парковки транспорта людьми, проживающими поблизости. Это очень большая проблема. Растут многоэтажки, не имеющие парковочных мест, а рядом улично-дорожная сеть, не приспособленная для парковки транспорта. Это тоже существенно снижает пропускную способность.

Возможный переход на одностороннее движение в старой части Самары.

– Первый раз этот вопрос был поднят в 1995 году. Уже тогда был проект, который разработала ГАИ, предусматривающий переход на одностороннее движение по целому ряду улиц в историческом центре. У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны, улучшается пропускная способность таких улиц. Но одновременно вырастет перепробег машин для того, чтобы использовать такие улицы. Сокращается доступ к местам проживания людей, к объектам сервиса. Поэтому я не могу дать однозначный ответ. Нужен серьезный анализ с использованием специального программного обеспечения. Плюс, необходимо знать мнение жителей города, во всяком случае, той части, где может пройти такая реформа.

Юрий Астахов член правления Самарского регионального отделения Союза архитекторов РФ.

Возможность добраться до жилья.

Нужно подчеркнуть, что качество города определяется, в том числе, наличием жилья и возможностью до него добраться. В Самаре высокая обеспеченность жильем, примерно 25 метров на человека, но есть серьезные проблем с дорожной инфраструктурой. Конечно, если в городе есть пробки, с одной стороны, это хороший признак. Значит, город живет и благосостояние людей растет. С другой стороны, транспортные проблемы могут мешать его развитию.

Основные проблемы.

Одна из причин дорожных проблем в Самаре – метро. Имея примерно 50% от всех городских затрат на перевозки, метро сегодня дает, по разным оценкам, только 2-4% всех пассажирских перевозок. Транспортная проблема в Самаре обострилась как раз после начала строительства метро. Уже тогда специалисты говорили, что, с учетом географии нашего города, скоростной трамвай был бы эффективнее. Но было решено строить метро и на него потратили очень много денег. Моя жизнь прошла с транспортными проблемами. Я видел, как закрывалась одна улица, вторая. Когда метро построили, оно оказалось не эффективным, так как заводы остановились и потребность в перевозках именно в эти районы снизилась.

Еще одна проблема – в Самаре до сих пор нет магистрали непрерывного движения. Московское шоссе и Ново-Садовая таковыми не являются. В стратегии развития города всегда было заложено строительство проспекта Карла-Маркса.

Наконец, все острее становится проблема парковок. Застройщики хотят вести высотную застройку, потому что это экономически целесообразно. Но часто они хотят высокую плотность застройки обеспечить парковками для низкой – размещением машин во дворе.

Что делать, чтобы дорожная инфраструктура Самары развивалась?

В миллионном городе должна быть главная магистраль, которая еще в годы СССР была заложена в планах развития. Без нее нормальное функционирование города крайне затруднено.

Когда будет построен Фрунзенский мост, вокруг него необходимо создать хорошую транспортную развязку. Иначе мы просто сдвинем пробки из одного места в другое.

Важнейшая задача – строить двухуровневые развязки. В нашем городе более десятка важнейших перекрестков, которые были проработаны и предложены в генпане еще в 2007 году. Например, на перекрестке Советской Армии и Московского шоссе всегда будет пробка, там срочно нужна двухуровневая развязка. И даже подземный переход проблему не решит. В городе 350 машин на тысячу жителей. Такая плотность движения невозможна без двухуровневых развязок.

Отмечу, что в историческом центре города существующая сетка улиц позволяет пропустить большее количество машин. Но для этого там нужно запустить одностороннее движение.

Количество парковочных должно быть дифференцированно и зависеть от района. Пока по нормативу одно машиноместо на одну квартиру. Но ни один утвержденный проект этому нормативу не соответствует. При этом в центре города при высотном строительстве должен быть еще более высокий норматив на количество парковочных мест. Существующая там сетка улиц позволяет пропустить еще больше транспорта. Если, конечно, эти улицы не будут заняты автомобилями.

Сергей Хандогин, начальник отдела архитектуры администрации Октябрьского внутригородского района.

Три стратегических инфраструктурных объекта.

– В настоящее время в Самаре идет работа над тремя важнейшими стратегическими объектами транспортной инфраструктуры региона: мост Фрунзенский, проспект Карла-Маркса и новый мост, который будет строиться через Волгу.

После завершения Фрунзенского моста, важнейшим этапом будет завершение транспортной развязки, включающей направление на Новокуйбышевск, куда идет огромный поток транспорта через старый самарский мост. Это очень важно, потому что существующая дорога проходит через жилые кварталы в Куйбышевском районе. Эту проблему нужно решать.

Реконструкция транспортной инфраструктуры.

Нужно отметить, что грамотно разрезанная на кварталы старая часть Самары дает возможность дорожной сети работать в современных условиях с учетом организации одностороннего движения на части улиц. В Октябрьском районе баланса межу продольными и поперечными улицами не существует.

Развита сеть продольных улиц: Ново-Садовая, Гагарина, Волжский проспект, Московское шоссе. Но до настоящего времени не начато строительство участков улиц 22 Партсъезд, Врубеля, Авроры и Луначарского.

Улица Советской армии и проезд Масленникова полностью перегружены. Участок улицы Луначарского построен, но полностью не завершено создание поперечника от Северо-Восточной магистрали до Московского шоссе. Проект на экспертизе и надеемся, что скоро будет реализован.

Проект планировки территории 22 Партъезда прошел публичные слушания, но до настоящего времени сроки начала строительства не озвучены.

Утвержден проект планировки улицы Авроры от Московского шоссе до Ново-Садовой.

В работе двухуровневая развязка на пересечении улиц Ново-Садовая и Советской армии. Сроки завершения проектирования и начала строительства не озвучены.

Проект улицы Аврора включает двухуровневую развязку на пересечении Московского шоссе и Авроры, а также развязку в один уровень в Овраге Подпольщиков на пересечении Нов-Садовой и Авроры.

При подготовке в ЧМ-2018 были реконструированы Московское шоссе и Ново-Садовая.

Реализация этих проектов даст возможность в центральной части города улучшить транспортную ситуацию между старой Самарой и спальными районами.

Важнейшим моментом в изменении ситуации в городе будет строительство магистрали Центральная по проспекту Карла Маркса.

Магистраль Центральная – объект стратегический!

Реализация данного проекта вдоль проспекта Карла-Маркса не только свяжет все районы города, но и дает возможность создать комплекс элементов дорожной инфраструктуры, включающий крытые паркинги, открытые автостоянки, дающие возможность разгрузки центра города от дополнительного транспорта. В том числе, появится возможность для уплотнения существующей застройки вдоль Московского шоссе и Карла-Маркса и обеспечения граждан в этих районах парковочными местами.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 − 4 =