Физики или лирики?

Существуют ли дети с математическим складом ума?

Продолжаем публиковать материалы о проблемах и перспективах развития образования в России. Здесь можно прочитать первый и второй материалы.

Есть ли на самом деле дети, с математическим складом ума? Или это миф, придуманный родителями? Может ли хорошо знать математику ребенок, которому она тяжело даётся? Стоит ли гуманитарию изучать математику и физику?

Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью Самара2050 рассказал Владислав Гальчинский, директор и основатель онлайн-школы ФизМат, преподаватель математики и информатики с 11-летним стажем, аспирант 4 курса направления «Теория и методика профессионального образования».

Математический склад ума существует!

– Есть ли на самом деле дети с математическим складом ума? Или это миф родителей?

– Вокруг данного вопроса дискуссия ведётся не первый десяток лет. Есть много серьёзных исследований на эту тему. Например, Вадим Андреевич Крутецкий в своей монографии «Психология математических способностей школьников» впервые подробно рассмотрел вопросы сущности математических способностей, возрастной динамики их развития и некоторые вопросы типологии. Автор широко использовал материал о развитии одарённых в области математики детей, результаты анкетных опросов учёных-математиков и учителей математики, анализ биографий выдающихся математиков.

Поэтому, если не вдаваться глубоко в подробности, можно утвердительно ответить на вопрос о существовании детей с математическим складом ума.

В своих исследованиях Крутецкий выдвинул гипотезу, что есть такая вещь, как математический склад ума. И если он присутствует, то он помогает ребенку видеть математику во всем. В те времена (а это были советские времена) такая гипотеза — разделение детей на неспособных, способных и одаренных — не была популярной. Результаты исследований показывали, что одни дети рассматривали каждую задачу как совершенно новую, а другие легко видели общее, находили параллели с тем, что они когда-то раньше решали, выделяли принципы решений.

Математический склад ума — это «способ думать», который одним дается проще, а другим сложнее. Если ребенку сложно с математикой — возможно, стоит поискать другие области, где ему легче. Тем не менее внимательный учитель должен и может помочь каждому увидеть общее в разных задачах и научить не страдать над ними, а получать удовольствие от решения.

Диагностировать наличие такого склада ума у ребёнка можно по тому, каким способом он решает нестандартные задачи. Сегодня существует огромное множество специальных сборников задач, всевозможных олимпиад и специализированных тестов. Все они в той или иной степени «измеряют» математическую одарённость.

– Что делать, если способностей нет?

– Даже если тест показывает полное отсутствие математического склада ума, то это не повод отчаиваться.

Во-первых, тесты – это всего лишь тесты. Даже самые совершенные. Они обычно измеряют очень узкий набор параметров, который не всегда даёт объективную картину. А особенно, если это компьютерный тест.

Во-вторых, всему в этой жизни можно научиться. Нужно верить в себя и свои способности! Очень часто не получается достичь результата просто из-за страха!

В-третьих, нужно чётко понимать свой мотив. Например, зачем мне нужна математика? Какие проблемы я смогу решить с её помощью?

И, в-четвёртых, нужно найти опытного наставника, чтобы он показал короткий путь к результату и уберёг от многих глупых ошибок.

Найдите причины проблем!

– Можно ли обучить ребенка, которому тяжело даётся математика?

– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать истинные причины трудностей в изучении математики у конкретного ребёнка.

Очень часто оказывается, что математика просто «запущена». Иногда с начальной школы. Например, ребёнок, находясь в 5 классе, плохо складывает и вычитает в уме двухзначные числа, не помнит или не доучил таблицу умножения. Хотя с головой у него всё в порядке. Он спокойно декламирует по памяти стихи.

В этом случае составляется программа ликвидации пробелов «с начальной школы до текущего момента». И ученик мужественно осваивает все азы школьной математики под чутким руководством опытного педагога.

Уверен, что абсолютно любой ребёнок, не имеющий физиологических нарушений в работе головного мозга, в состоянии освоить на хорошем уровне школьный курс математики. Всё упирается в количество необходимых для этого ресурсов и желания самого ученика.

Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.

Математика — один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но — аналогично изучению иностранных языков — не дается «с лету» почти никому.

Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.

Не нужно делить детей!

– Может быть, если ребенок гуманитарий, пусть он изучает науки, которые ему даются легко?

– Деление на гуманитариев и технарей не выдерживает никакой критики. Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.

Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.

Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям. Многие люди успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.

Научное восприятие гуманитариев и технарей неоднократно опровергнуто. Вот примеры.

В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать, что мозг можно накачать, как мышцу. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью — способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.

Исследователи не остановились на достигнутом и доказали, что человек обладает еще одной суперспособностью — нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом — чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки — «не ваше».

Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.

Исследователи из Стэнфорда доказали, что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.

Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.

Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».

 

Гальчинский Владислав Анатольевич.

Директор и основатель школы ФизМат (https://fizmat4you.ru).

41 год. С медалью окончил школу. В 2003 году получил диплом механико-математического-факультета Самарского госуниверситета, специальность – математика. В 2012 году на базе СИПКРО прошёл переподготовку по управлению образовательным учреждением. Аспирант 4 курса по направлению «Теория и методика профессионального образования».

В школу пришёл работать в 2009 году. Начинал учителем математики и информатики, был заместителем директора по воспитательной работе и заместителем по научно-методической работе. Почти 3 года проработал в Самарском государственном техническом университете. В апреле 2019 года основал Школу ФизМат, в которой работает 20 учителей. Школа проводит онлайн-занятия по математике, физике, информатике, русскому и английскому языкам.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × пять =