Деньги и мусор!

Как в Самарcкой губернии работает новая система обращения с твердыми коммунальными отходами?

Уже полгода в Самарской области работает новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Как принимает реформу население?  Каким образом удается ее реализовать уполномоченным органам? Можно ли повысить собираемость платежей и снизить финансовую нагрузку на граждан? Об этом и много другом Самара2050 рассказал Денис Волков, генеральный директор ГК «ЭкоВоз», заместитель председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды Самарской Губернской Думы.

Это первая часть большого интервью.

Секрет низкой собираемости.

– По официальным данным в Самарской губернии с начала года собираемость платежей за вывоз мусора составила примерно 50%. Одна из причин – не выставляются платежные документы. В чем причина?

– Цифра колеблется по разным оценкам от 48 до 56%. В среднем, наверное, половина. Есть важная деталь, на которую не многие обращают внимание. Из отчета регоператора следует, что 50% собираемость платежей – от выставленных документов. Сам регоператор на комиссии в Губернской Думе объявил, что до сих пор просто не охватил более 100 тысяч жителей, которым не выставляются документы. И, вероятнее всего, у них мусор еще не вывозится. Плюс, не выставляются документы большому количеству юрлиц.

– В какой организации были получены данные для квитанций об оплате и почему их не проверили? При этом точные данные о жителях можно найти. Например, в избиркоме…

– В получении данных есть несколько проблем. Первая – закон о персональных данных. Какая ситуация была до 1 января 2019 года. Централизованный жилой фонд в многоквартирных домах (МКД) платил с квадратного метра. А в индивидуальных жилых строениях (ИЖС) платили с человека. Данные по ИЖС всегда было сложно получить. В многоквартирных домах была возможность получить информацию в ТСЖ или УК, а также в фонде капитального ремонта. В частных поселках ТСЖ нет. У газовиков и энергетиков данные есть только на собственников частных домов.

Важная деталь – регоператор сразу решил пойти по пути выставления счетов всем жителям. Эту информацию собрать очень сложно, данные из разных баз часто противоречат друг другу. Если бы регоператор начал собирать платежи с помощью управляющих компаний (УК) или ТСЖ, ситуация была бы проще. Они бы собирали средства и централизованно перечисляли регоператору. Но УК захотели определенный процент за сбор средств и от этого способа отказались, хотя, я знаю, что с несколькими ТСЖ регоператор все-таки заключил договора.

Региону нужен ЕРЦ.

– О каком комиссионном проценте для УК шла речь?

– 5-10%. Но тогда УК бы решали вопрос со стопроцентной собираемостью средств. Это были бы их риски. И я считаю, что отказ от работы с УК – это ошибка регоператора, поэтому мы получили такую низкую собираемость. Хотя, если смотреть на очень длительную перспективу, могли появится кризисы неплатежей уже со стороны УК. Например, наша компания за все время работы в Самаре потеряла в следствии банкротства УК примерно 80 миллионов рублей. И, видимо, этого же боялся регоператор. Но начинать работу по новым правилам было бы проще. А если бы в нашей области, как в других регионах, работал Единый расчетный центр (ЕРЦ), этой проблемы вообще не было.

Какая сложилась ситуация. Регоператор только на свои нужды заложил в год примерно 700 миллионов рублей. Откуда берутся эти цифры. У регоператора примерно 400 работников, плюс, только на оплату рассылки квитанций и услуг Сбербанка заложено примерно 120 миллионов. Отмечу, что 700 миллионов – это примерно 10% от общей планируемой суммы сбора в 7 миллиардов рублей. Но собранная сумма может быть и меньше. Я думаю, что в этом году она составит примерно 5 миллиардов.

Поэтому и возникал вопрос о ЕРЦ. Такая же ситуация у газовиков, теплоэнергетиков, энергетиков. У всех есть свои абонентские отделы и все эти затраты увеличивают тариф. Проще все это объединить и сделать Единый Расчетный Центр. Уменьшится количество людей, снизится нагрузка для населения и на бюджет. Например, фонд капремонта датируется из областного бюджета в год примерно на 100 миллионов именно для оплаты нужд самого фонда.

– Есть шанс, что это будет сделано?

– Регоператор предлагал сделать это на своей базе. Это было бы логично на долгосрочную перспективу, но к сожалению, пока все базы разрознены, они не бьются между собой. И есть проблемы с федеральным законодательством с точки зрения доступа к разным базам данных.

Как собрать деньги с юрлиц.

– Еще одна проблема – сбор платежей с юридических лиц?

– Она появилась потому, что регоператор упустил момент, когда закончились сроки договоров на вывоз мусора со старыми операторами, прошло уже полгода, и у юрлиц нет ответственности за незаключение договора. Точнее, она есть, но за само по себе незаключение договора нет наказания. И теперь многие компании выносят мусор на площадки физлиц, а когда приходят проверки, говорят, что в процессе работы мусор у них просто не образуется. Малые предприятия вообще не должны иметь проекта нормативов образования отходов, у них только заявительный характер. Это тоже большая проблема для регоператора.

Секрет норматива.

– Как рассчитывался действующий норматив накопления мусора на квадратный метр, на основании чего они проводились? Где можно ознакомиться с деталями расчетов?

– Сейчас применяется норматив, который был утвержден в 2016 году. Но он стал использоваться с момента начала работы единого регоператора. На тот момент норматив был разработан на основе исследований, которые были проведены в трех городах: Самаре, Новокуйбышевске и Сызрани.

Как проводились замеры. На контейнерных площадках измерялся объем поступающего мусора, выяснялось, из каких домов выносят сюда мусор жители. Так же оценивалось, какие юрлица пользуются площадкой. Но понять, сколько юрлиц пользовалось площадкой можно было только на основании официального договора с перевозчиком.

На основе усредненных данных сформировали норматив, предложили его оценить в муниципалитетах, а затем утвердили. И сейчас по отчету регоператора за 1 квартал 2019 года мы видим, что норматив завышен. Например, это легко оценить в Тольятти. Там отгрузка мусора происходит не на общей контейнерной площадки, а от отдельных домов. В каждой мусорокамере стоит контейнер, его выкатывают в определенное время и перевозчик мусор собирает. И ТСЖ работали по факту, считали, сколько контейнеров отгружают. Сейчас руководители ТСЖ заявляют, что отгружают мусора столько же, а по нормативу получается в 2 раза больше. Но для того, чтобы методика поменялась и сформировать новый норматив, нужно проводить замеры в течении всего года, все 4 сезона.

– Если норматив пересмотрят, возможна компенсация жителям переплаты за утилизацию ТКО?

– Регоператор утвержден на 9 лет, а норматив только на первый год. Это сделано для того, чтобы увидеть фактические затраты и понять какой реально будет норматив и тариф. Как нам объясняли специалисты департамента по тарифам на заседании комитета, если по итогам отчетного периода объемы регоператора будут меньше или больше, то на следующий период тариф будет пересчитан. Услуга новая, первый год норматив и тариф рассчитывается, исходя из территориальной схемы, которая учитывает пробег, массу отходов. Так что пересчет возможен, но пока не ясно, в какую сторону.

Продолжение следует…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + 9 =