Без руля и педалей
Когда по дорогам Самары поедут беспилотные автомобили?
Через 10 лет в Самаре могут появиться тысячи безработных водителей, которых лишит заработка технический прогресс. После того, как в России начнется коммерческая эксплуатация беспилотного автотранспорта, первыми за пособиями придут водители трамваев, троллейбусов и автобусов. Кто готовит автотранспортную революцию, как она будет развиваться и чем закончится, выяснял сайт Samara2050.
Автобус из будущего!
26 сентября 2018 года вошло в историю российского автотранспорта. В этот день российским журналистам показали первый автономный автобус, точнее, микроавтобус.
Транспорт из будущего демонстрировали на полигоне Фонда «Сколково», который обеспечивает испытания беспилотного транспорта в условиях, приближенных к дорогам общего пользования и при этом берет на себя все риски этой работы.
Итак, первый беспилотный автобус – это небольшой электрический шаттл на 12 мест. В нем вообще нет руля, педалей и даже места для водителя. В салоне предусмотрены электронные табло, которые в будущем позволят пассажирам задавать маршрут. Пока в автобусе еще есть понятие движения вперед и назад. Но в будущем, возможно, он сможет ездить с одинаковой скоростью в оба направления.
Теоретически максимальная скорость – 110 километров в час, автобус умеет объезжать препятствия, соблюдать дистанцию и интервал движения, останавливаться перед внезапно появившимся пешеходом. Однако, на первой презентации гостей катали на скорости 5-10 километров.
Что нужно для автономных перевозок?
«Мировой тренд развития – автомобили становятся электрическими, подключенными к сети Интернет и автономными», – заявил во время общения с журналистами первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко.
Автомобилю будущего для самостоятельного передвижения необходимо постоянное геопозиционирование с точностью до 1-3 см. Там, где транспорта будет много, передать данные с большой скоростью смогут только сети мобильной связи стандарта 5G. Именно поэтому для испытаний и понадобилась площадка Сколково: здесь в марте 2018 года оператор «Ростелеком» и компания Nokia запустили фрагмент сети стандарта 5G/IMT-2020. И именно здесь 26 сентября представители обеих компаний объявили о создании СП по производству в России оборудования для сетей 5G.
Когда начнутся перевозки?
Чтобы в России начались регулярные перевозки, нужно решить не только технологические проблемы – создать надежные автономные автомобили и построить современные сети мобильной связи. Предстоит подготовить законодательную базу, описывающую работу транспорта будущего. Рассматривать вопрос начнут только в 2019 году.
Наконец, главная проблема – готовы ли россияне сесть в автономный автомобиль.
По прогнозам участников проекта, коммерческая эксплуатация беспилотных машин начнется в России примерно через 10 лет. Первым переоборудуют общественный транспорт, который работает на стандартных маршрутах: трамваи, затем троллейбусы и, наконец, автобусы. А еще через 5 лет после этого в нашу жизнь войдут частные беспилотные автомобили. Развитие начнется, как всегда, в двух столицах, Москве и Петербурге. Затем продолжится в наиболее крупных и развитых городах – Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде. Какое место к этому времени в экономической и общественной жизни страны будет занимать Самара и когда к нам придет беспилотный транспорт, сейчас сложно предсказать…
Куда уедут традиционные машины?
Совсем скоро автомобили в привычном виде начнут уходить в историю, как когда-то это произошло с гужевым транспортом.
Первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко отметил, что уже наши внуки будут нас спрашивать: «Неужели когда-то вы лично управляли автомобилем на большой скорости, это же так опасно?»
Но по мнению специалистов, в России останутся места, где передвигаться на беспилотном транспорте будет невозможно. Он не сможет работать там, где не появятся мобильные сети доступа в Интернет стандарта 5G и выше. Останутся и просто любители лично управлять машиной, так же, как сегодня есть поклонники лошадей.
Наконец, большинство автогонок будет по-прежнему проходить с помощью пилотов. Вице-президент компании КАМАЗ, двукратный победитель Ралли Дакар Фирдаус Кабиров заявил: «Развитие технологий не лишит человека желания самому за рулем покорить барханы!»